Газета "Нова Година" – актуальні новини Полтавщини

Публікації

До чого призведе новий виток торгової війни з Росією

20 Травня
07:01 2019

На прошлой неделе на заседании Кабмина министр экономики Украины Степан Кубив доложил, что Украина намерена перекрыть транзит наземным транспортом товаров из РФ, направляющихся в третьи страны.

Фактически сам перечень запретных товаров определен еще в 2015 году. Новое постановление еще не опубликовано, но, по словам министра экономики, Кабмин дополнил список новыми товарами. Это цемент, фанера, удобрения, а также некоторые промышленные и сельскохозяйственные продукты.

Правовым основанием для изменений послужила ст. 29 закона «О внешнеэкономической деятельности», допускающая принятие ответных мер на дискриминационные и недружественные действия иностранных государств.

Заслуживает внимания то, что правительство впервые применило специальную пошлину на все товары происхождением из Российской Федерации. Исключение составляет чувствительный импорт: уголь, кокс, бензин, сжиженный газ и фармацевтическая продукция.

С 1 августа 2019 года при ввозе на территорию Украины товаров из РФ будет взиматься дополнительная таможенная пошлина

Таким образом, с 1 августа 2019 года при ввозе на территорию Украины товаров из РФ будет взиматься дополнительная таможенная пошлина, рассчитываемая как процент от таможенной стоимости товаров. Собранные средства будут аккумулироваться в специальном фонде государственного бюджета. Средства пойдут на финансирование инициатив в рамках политики импортозамещения. Но для этого нужно предварительно внести изменения в закон о бюджете.

Особый интерес в том, что Украина впервые применяет специальную пошлину по отношению к стране-члену Всемирной торговой организации, которой и является Россия. Это новое слово в торговых отношениях Украины и России, поскольку в соответствии с нормами ВТО защитные пошлины могут применяться исключительно по результатам расследования. Кроме того, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) недвусмысленно запрещает применение эмбарго или ограничений в отношении импорта товаров из любого государства – члена ВТО. При вступлении в ВТО Украина добровольно приняла на себя обязательства не применять меры, установленные ст. 29 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Исключения из этого правила перечислены в ГАТТ. Одно из них – ст. XXI(b)(iii) ГАТТ, позволяющая вводить ограничения по соображениям нацбезопасности.

Маловероятно, что это решение Кабмина Украины будет оспорено Россией в ВТО. Причина здесь в итогах дела DS512: «Россия – Меры в отношении транзитных перевозок», ранее рассмотренного Органом по разрешению споров ВТО (ОРС ВТО). Напомню, что в ходе недавнего дела Украина оспаривала ряд ограничительных мер на транзитные перевозки товаров автомобильным и железнодорожным транспортом, введенных РФ в период между 2014-2016 годами.

С 1 июля 2016 года Российская Федерация запретила транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки украинской сельскохозяйственной продукции и товаров

Так, с 1 июля 2016 года Российская Федерация запретила транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки украинской сельскохозяйственной продукции и товаров, облагаемых более, чем нулевой таможенной пошлиной согласно Единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза, предназначенных для получателей из Республики Казахстан и Кыргызской Республики. Впоследствии аналогичные ограничения стали применяться в отношении украинских товаров, предназначенных для Монголии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Процедуру, которая в исключительном порядке разрешает транзит этих товаров, пока ни разу не удалось реализовать. Украина указывала на несоответствие подобных практик принципу свободы транзита, а также иным обязательствам, принятым РФ в рамках ВТО.

Это дело стало первым случаем в истории ВТО, когда спор по поводу ограничений, введенных по соображениям национальной безопасности, не был урегулирован государствами в процессе переговоров и был полноценно рассмотрен третейской группой ОРС. Анализ обстоятельств дела позволил группе установить, что, во-первых, чрезвычайная ситуация, возникшая между Украиной и Россией очень близка к самой сути (hard core) войны или вооруженного конфликта. Делая подобный вывод, группа осталась в пределах своих полномочий, сославшись на Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН №71/205, которая, в свою очередь, отсылает к Женевской конвенции о защите гражданского населения в военное время от 12 августа 1949 года. К тому же чрезвычайная ситуация носит длительный характер.

Все перечисленные выводы могут применяться и в отношении обсуждаемых ответных мер Украины. Это делает оспаривание решения Украины со стороны России бесперспективным. Но это не значит, что РФ, в виде ответных мер, не придумает для украинских товаров новых ограничений.

Алена Омельченко, партнер, руководитель практики международной торговли юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры»

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Інформаційне Агентство УНІАН

Теги
Розповісти

Схожі новини

Прокоментуй!

Ще немає коментарів

На разі немає жодного коментаря, бажаете додати?

Написати коментар

Написати коментар

Вашу електронну адресу не буде опубліковано!
Обов'язкові поля позначено * *

Травень 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
« Кві   Чер »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031